Государь в Париже – пишет mospravda.ru |

перейти в источник ↗️


19 марта 1814 года император Александр I вошел в Париж, разбив у городских ворот последних защитников Наполеона.

Государь в Париже - пишет mospravda.ru

18 марта 1814 года союзные армии фельдмаршалов Блюхера и Шварценберга атаковали и после ожесточенных боев захватили подступы к Парижу. Столица Франции сдалась на следующий день, прежде чем Наполеон смог двинуть свои войска, чтобы спасти ее.

«Император Александр Павлович достиг заветной цели. Он со своими союзниками пруссаками и австрийцами <...> вошел в столицу сдавшейся ему Франции, – пишет Григорий Данилевский в историческом романе “Москва сожженная” (Г.П. Данилевский “Мирович. Москва сожженная”, М., изд. “Правда”, 1981). «Незваный визит Наполеона в Москву был отплачен визитом Александра в Париж».

Российский император въехал в город через Пантенские ворота и Сен-Жерменское предместье на светло-сером коне по кличке Эклипс. Эту лошадь ему подарил Коленкур, когда последний был послом в Петербурге. Александр, в отличие от Наполеона, принес с собой мир.

«Все улицы, по которым должны были пройти союзники, и все прилегающие к ним улицы были полны людей, занимавших даже крыши домов», — вспоминал Михаил Орлов (Михаил Федорович Орлов был генерал-майором, участником наполеоновской войны). , разработавший условия сдачи Парижа союзной армии. СИ). (Цит. по книге М.Ф. Орлова “Сдача Парижа. Политические сочинения. Письма”, Москва, изд-во АН СССР, 1963 г.)

В последний раз вражеские (английские) войска входили в Париж в 15 веке во время Столетней войны.

«Французы с восторгом возливали белые розы и лилии к ногам русского царя, который скакал по бульварам в сопровождении прусского короля и великолепной, невиданной доселе свиты из тысяч офицеров и генералов различных званий и национальностей», — читаем мы в романе Г. П. Данилевского. – Зрители махали платками и кричали: «Да здравствует Александр! Vivent les Russes!» («Да здравствует Александр! Да здравствуют русские!»). «Неужели это те самые дикари, потомки чингисхановских орд, о которых нам рассказывали такие ужасы? , глядя на умелые и смелые русские полки, марширующие по бульварам в сторону Елисейских полей.- Нет!Это не татары пустыни!это наши спасители!Vivent les Russes!Да здравствует Александр!babas le tyran!Да здравствует русские!Да здравствует Александр!Долой тирана!)

Русские жили счастливо в Париже. Власти и офицеры посещали театры, кафе, клубы и танцевальные вечера. У дома Талейрана, где помещался император Александр, целыми днями стояло множество людей, встречая и прогоняя русского царя восклицаниями радости. У подъезда этого дома и на Елисейских полях, где стояла биваком русская стража, по ночам слышались русские и немецкие крики: «Кто идет?» и “Вер да?” (“Кто здесь?”). В немецком лагере, опорожняя бочонки с плохим парижским пивом, восторженно кричали: «Фатер Бюхер, лебе!» («Да здравствует отец Блюхер!»). Французы были поражены щедростью своих завоевателей. В оперном театре была подготовлена ​​аллегорическая пьеса «Триумф Траяна». Русскому губернатору Парижа генералу Сакену на каждом шагу встречали бурные овации. Сенат проголосовал за свержение Наполеона и его династии. Все русское было в моде».

А вот как Николай Бестужев описывает вступление русских войск в Париж в своем рассказе «Русские в Париже 1814 г.»:
«Слова команды летели из уст в уста по всей линии, барабан возвещал марш; войска двигались, колебались и текли рекой. Их колонны, следовавшие через равные промежутки, одна за другой скрывались в предместьях, как волны, которые бьют и смывают противную их стремлению крепость.
Там, где много людей собралось в одном месте, каждая новость летит, как удар током. Вчерашнее известие о приближении Наполеона, сегодняшнее слово Коленкура (Caulaincourt Armand-Auguste-Louis (1772—1826) — французского дипломата, бывшего посланника в Петербурге. — СИ) были известны последнему флейтисту, и когда дружный солдатский шаг стал эхом разноситься между стенами пустых домов заброшенных предместий, когда запертые двери и окна, иногда выбитые силой, или разбитые сундуки посреди улиц. показывали, что жителей нет, то солдаты, почитая уже сам Париж, стали тихонько говорить между собой, «что этот въезд в Париж подобен въезду Наполеона в Москву».

– Чтобы и мы отсюда не ушли, как французы, – сказал один.

«Чтобы мы не попали в ловушку», — добавил другой.

<...> Такие разговоры, как жужжание пчел, распространялись от головы до хвоста каждой колонны и передавались другим, когда они выходили на улицы предместий. Наконец показались ворота Сен-Мартен. Играла музыка; колонны, пройдя через узкие ворота в разрезе, вдруг стали выстраиваться дружинами, выступая на широком бульваре. Нужно представить себе изумление солдат, когда они увидели бесчисленные толпы людей, дома по обеим сторонам, униженные людьми на стенах, окнах и крышах! Голые деревья бульвара вместо листьев ломались под тяжестью любопытных. Из каждого окна были спущены цветные простыни; тысячи женщин махали платками; крики заглушали военную музыку и сами барабаны. Здесь только начинался настоящий Париж — и печальные лица солдат выражали неожиданное удовольствие.

<...> Дружины двигались среди людей, которые были массированы, разбросаны в стороны, но постоянно скапливались впереди такой массой, что солдатам приходилось укорачивать шаги, а тыловым дружинам останавливаться, чтобы не напороться на толпу. передний.

<...> Париж, сравнимый одним писателем с океаном и его домами с волнами, окаменевшими и остававшимися неподвижными, теперь был похож на живое море: оно двигалось, текло, колыхалось и его волны оживали, кипели, блестели и кружились. с людьми, закрывавшими дома доверху, а земля стонала от протяжного грохота сотрясавшей ее бури. Союзники, явившиеся парижанам словно из недр земли, — так мало они были готовы к своему появлению; русские, которых они нашли совсем не такими, какими представляли себе; стройность их полков, блестящая веселость офицеров, говоривших на своем языке с жителями, красота русского царя, его миролюбивые намерения, мягкость в войсках, которой они не ожидали, — все это было так неожиданно, парижане, настолько вопреки тому, что они привыкли воображать, что появление союзников в стенах столицы стало таким же триумфом для побежденных, как и для победителей. Отовсюду раздавались крики: «Да здравствуют государи! Да здравствуют освободители!..» (Цит. по книге Н.А. Бестужева «Избранная проза», М.: Сов. Россия, 1983.)

Небольшой инцидент произошел, когда Михайловский-Данилевский, находившийся в окружении Александра, вдруг увидел в толпе около императора человека, поднявшего ружье. Михайловский-Данилевский подбежал к нему, выхватил ружье, схватил его за шиворот и крикнул жандармам, чтобы брали. В толпе парижан поднялся шум: «Да он пьян!» Александр сказал: «Оставьте его в покое, Данилевский», после чего мужчина исчез в толпе. Этот риск вполне окупился в дальнейшем симпатиями к Александру I и его армии со стороны значительной части парижан.

«Мы давно ждали прибытия Вашего Величества!» — сказал парижанин, сумевший протиснуться сквозь толпу к Александру. «Я бы пришел к вам раньше, но мужество ваших войск задержало меня», — ответил император. Его слова быстро распространились среди горожан, вызвав у них настоящую радость.

«Партия роялистов… ходила по городу в сопровождении множества народа, которого всякая перемена отталкивает; они сбросили наполеоновские вензеля, сломали имперские гербы и, наконец, появились на Вандомской площади», — пишет Николао Бестужев. – Там выбили дверь, ведущую к наполеоновской колонне; многие люди взобрались на самый верх статуи, они пришли в ярость; они уронили образ победы, который был у него в руке, накинули веревку на шею статуи, бросили другой ее конец вниз, запрягли несколько лошадей и с безумными криками: «a bas le tyran! Бас узурпатор! A bas le mangeur d’ertîans…” (“Долой тирана! Долой узурпатора! Долой хвастуна”) пытался опрокинуть колоссальную фигуру, но образ великана выронил из его рук только победу, оставался невозмутим и смеялся над своими ничтожными усилиями!..».

Узнав, что статую хотят уничтожить, Александр предположил, что это нежелательно. Порядок был восстановлен и, по словам Николая Бестужева, «образ великого человека освободился от осквернения». К статуе приставили охрану, а чуть позже ее аккуратно разобрали и увезли.

Император Франции узнал о капитуляции Парижа в Фонтенбло, где он ждал подхода своей оставшейся армии. Он немедленно принял решение вывести все имевшиеся войска для продолжения сражения, но под давлением маршалов, которые учитывали настроения населения и трезво оценивали соотношение сил, 23 марта 1814 года Наполеон Бонапарт отрекся от престола.
В мае был подписан мир, вернувший Францию ​​к границам 1792 года и восстановивший там власть династии Бурбонов. Эпоха наполеоновских войн закончилась.

Сергей Ишков.

Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/

Перейти в источник moskvichi.net

mospravdaru,Государь,Париже,пишет

Leave your vote

452 Points
Upvote Downvote

Log In

Forgot password?

Don't have an account? Register

Forgot password?

Enter your account data and we will send you a link to reset your password.

Your password reset link appears to be invalid or expired.

Log in

Privacy Policy

Add to Collection

No Collections

Here you'll find all collections you've created before.