история надежд • МОСКВА КУЛЬТУРНАЯ • Москва мой дом |

перейти в источник ↗️


Зрители Вахтанговского театра увидели премьеру оперы Леонида Зорина «Варшавская мелодия» на Симановской сцене в постановке заслуженного артиста Владимира Иванова.

По сюжету спектакля в послевоенной столице студентка польской консерватории Гелена (Полина Рафеева) и участник войны, будущий винодел (Иван Захава) оказываются на соседних местах концертного зала.

Молодые люди, очень разные по характеру и темпераменту, влюбляются. Таким образом, в 1946 году в Москве началась эта история, растянувшаяся на три десятилетия. Временные, социальные и политические границы делают свое дело: на пути к счастью героев первым становится государство, принявшее закон о запрете браков с иностранцами, а спустя десятилетие – соображения личного характера, вносящие смысл долга перед страной в первую очередь, а во вторую очередь чувства долга перед страной – чувства долга перед собой и друг перед другом. Это был нелегкий выбор для поколения Леонида Зорина. Хотя настоящая любовь не знает временных ограничений, она не отпускает до самого последнего часа.

У спектакля, как и у самой пьесы, интересная судьба. У вахтанговцев существовала давняя традиция, по которой на вахтанговской сцене был поставлен один из спектаклей выпускного курса Щукинского театрального училища. Когда-то это было железным правилом, потом традиция на время ушла. И вот совсем недавно он возродился заново.

Перед зрителями очень успешный дипломный спектакль IV курса в постановке А. Дубровской. Его играют два выпускника, два молодых актера, ныне приглашенных в звездную труппу по решению Мачты.

Интересно, что спектакль «Варшавская мелодия» имеет подзаголовок «Перекресток». Дело в том, что Леонид Зорин написал «Варшавскую мелодию» в 1966 году (тогда ее сыграли Михаил Ульянов и Юлия Борисова), а в 1997 году написал продолжение и заключение этой повести под названием «Перекресток», описав последнюю встречу Елены и Виктор. Герои встречают в аэропорту курортного европейского городка уже довольно пожилых людей.

Поскольку по законам дипломного спектакля все роли в нем могут исполнять только студенты, режиссер и артисты решили рискнуть и объединить две работы в один спектакль. В результате зритель видит всю жизнь зоринских героев от начала и до конца.

«Варшавская мелодия» превратилась в разговор об истинном чувстве и выборе между долгом и велениями сердца. Остаток их жизней стал расплатой за выбор, который сделали Елена и Виктор.

В безгранично честной и искренней пьесе Леонида Зорина, конечно, угадывается автобиографичность. Сам автор признавался, что эта история очень личная, и главное в ней — «тема безысходности». Подводя итоги, Зорин напишет с некоторой горечью: «Любовь обречена, потому что государство сможет растоптать вас своим катком…»

Но, как убедительно показывают создатели спектакля, не все зависит от государства. Потому что Жизнь часто дает человеку шанс что-то исправить. В такой момент необходимо сделать решительный шаг, способный перевернуть судьбу. Нужен “прыжок”, умение идти “туда – не знаю куда”. Но не все из нас на это способны. И человек, упустивший свой шанс наладить отношения, снова и снова будет находить оправдание в разнице в социальном статусе, в непохожести характеров, в политических противоречиях. Есть ли еще что-нибудь?

«Всегда и везде есть границы, границы… Границы времени, границы пространства, границы государств. Пределы нашей силы. Только нашим надеждам нет предела”, – в душе говорит героиня Полина Рафеева.

Героям Зорина не удалось соединиться. Жаль…

Елена Булова

Перейти в источник moydom.moscow

МОСКВА КУЛЬТУРНАЯ,НОВОСТИ,Леонид Зорин,премьера,театр Вахтангова

Leave your vote

529 Points
Upvote Downvote

Log In

Forgot password?

Don't have an account? Register

Forgot password?

Enter your account data and we will send you a link to reset your password.

Your password reset link appears to be invalid or expired.

Log in

Privacy Policy

Add to Collection

No Collections

Here you'll find all collections you've created before.