Зрители Вахтанговского театра увидели премьеру оперы Леонида Зорина «Варшавская мелодия» на Симановской сцене в постановке заслуженного артиста Владимира Иванова.
По сюжету спектакля в послевоенной столице студентка польской консерватории Гелена (Полина Рафеева) и участник войны, будущий винодел (Иван Захава) оказываются на соседних местах концертного зала.
Молодые люди, очень разные по характеру и темпераменту, влюбляются. Таким образом, в 1946 году в Москве началась эта история, растянувшаяся на три десятилетия. Временные, социальные и политические границы делают свое дело: на пути к счастью героев первым становится государство, принявшее закон о запрете браков с иностранцами, а спустя десятилетие – соображения личного характера, вносящие смысл долга перед страной в первую очередь, а во вторую очередь чувства долга перед страной – чувства долга перед собой и друг перед другом. Это был нелегкий выбор для поколения Леонида Зорина. Хотя настоящая любовь не знает временных ограничений, она не отпускает до самого последнего часа.
У спектакля, как и у самой пьесы, интересная судьба. У вахтанговцев существовала давняя традиция, по которой на вахтанговской сцене был поставлен один из спектаклей выпускного курса Щукинского театрального училища. Когда-то это было железным правилом, потом традиция на время ушла. И вот совсем недавно он возродился заново.
Перед зрителями очень успешный дипломный спектакль IV курса в постановке А. Дубровской. Его играют два выпускника, два молодых актера, ныне приглашенных в звездную труппу по решению Мачты.
Интересно, что спектакль «Варшавская мелодия» имеет подзаголовок «Перекресток». Дело в том, что Леонид Зорин написал «Варшавскую мелодию» в 1966 году (тогда ее сыграли Михаил Ульянов и Юлия Борисова), а в 1997 году написал продолжение и заключение этой повести под названием «Перекресток», описав последнюю встречу Елены и Виктор. Герои встречают в аэропорту курортного европейского городка уже довольно пожилых людей.
Поскольку по законам дипломного спектакля все роли в нем могут исполнять только студенты, режиссер и артисты решили рискнуть и объединить две работы в один спектакль. В результате зритель видит всю жизнь зоринских героев от начала и до конца.
«Варшавская мелодия» превратилась в разговор об истинном чувстве и выборе между долгом и велениями сердца. Остаток их жизней стал расплатой за выбор, который сделали Елена и Виктор.
В безгранично честной и искренней пьесе Леонида Зорина, конечно, угадывается автобиографичность. Сам автор признавался, что эта история очень личная, и главное в ней — «тема безысходности». Подводя итоги, Зорин напишет с некоторой горечью: «Любовь обречена, потому что государство сможет растоптать вас своим катком…»
Но, как убедительно показывают создатели спектакля, не все зависит от государства. Потому что Жизнь часто дает человеку шанс что-то исправить. В такой момент необходимо сделать решительный шаг, способный перевернуть судьбу. Нужен “прыжок”, умение идти “туда – не знаю куда”. Но не все из нас на это способны. И человек, упустивший свой шанс наладить отношения, снова и снова будет находить оправдание в разнице в социальном статусе, в непохожести характеров, в политических противоречиях. Есть ли еще что-нибудь?
«Всегда и везде есть границы, границы… Границы времени, границы пространства, границы государств. Пределы нашей силы. Только нашим надеждам нет предела”, – в душе говорит героиня Полина Рафеева.
Героям Зорина не удалось соединиться. Жаль…
Елена Булова
Перейти в источник moydom.moscow
МОСКВА КУЛЬТУРНАЯ,НОВОСТИ,Леонид Зорин,премьера,театр Вахтангова