Социально-педагогическая система «Партаж» направлена на максимальное раскрытие потенциала особого ребенка и поддержку его семьи. Эта уникальная методика была опробована в 20 странах мира и доказала свою эффективность. Российские специалисты все активнее используют его в работе с детьми с тяжелой множественной патологией. В Москве Городской психолого-педагогический центр стал площадкой для обучения учителей этой технологии.
Очередной трехдневный семинар прошел в феврале 2023 года. По его результатам были сформированы команды специалистов, которые уже внедрили в свою работу метод «Партаж».
– Методика уникальна тем, что, в первую очередь, предполагает активное участие родителей особого ребенка. Во-вторых, нас подталкивает не то, что ребенок должен уметь делать в рамках своего возраста, а его возможности. Мы исходим из того, что ребенок уже знает, в чем его сильные стороны, в каком направлении он может развиваться дальше. Работаем индивидуально с каждым ребенком. Большой плюс в том, что мы работаем в команде. Формируется из узких специалистов: логопеда, дефектолога, психолога. Каждый специалист чувствует плечо товарища по команде, наполняется новыми знаниями и навыками, постигает тонкости работы и добавляет их в свою профессиональную копилку, – говорит тренер метода «Парсаж» из Пскова Наталья Мохава, приехавшая на семинар в Москве специально для передачи своего опыта столичным учителям.
Благотворительный фонд «Dimi’s Dream» выступил инициатором проведения образовательных семинаров в Городском психолого-педагогическом центре Москвы, а также в других регионах России. Его проект «Вместе добьемся успеха» стал победителем конкурса президентских грантов, благодаря чему уникальная технология «Партаж» стала тиражироваться, готовя специалистов в различных федеральных округах: Центральном, Дальневосточном, Приморском, Южном.
– Технология «Партаж» позволяет прямо на месте формировать команды специалистов, способных обеспечить повседневное развитие ребенка в различных направлениях: познавательная деятельность, двигательная активность, социализация, общение и уход за собой. Принципы работы данной методики гарантируют положительную динамику в развитии ребенка, расширяют родительские компетенции, способствуют профилактике эмоционального выгорания как родителей, так и педагогов. Все, что мы делаем, направлено на развитие системы помощи в шаговой доступности, — рассказала директор благотворительного фонда «Dimi’s Dream» Алена Володина.
В основе технологии лежит тесное взаимодействие с семьей особого ребенка, когда между родителями и командой специалистов формируется партнерство. Воспитатели рассказывают родителям, как выполнять повседневные занятия с сыном или дочерью дома, показывают упражнения, которые развивают, объясняют, что занятие должно проводиться исключительно в игровой форме. Как отмечают специалисты, успех часто зависит от семейной мотивации.
– В наш центр за помощью обращается большое количество семей с детьми с тяжелой множественной инвалидностью. Меня очень заинтересовала система «Партаж», так как она открывает более широкие возможности в работе с детьми. В первую очередь я планирую применить эту технологию в тех семьях, где родители активно участвуют в процессе развития ребенка, ведь им придется работать с ним каждый день. Если что-то не получается, мы дадим рекомендации и советы, которые помогут ребенку сделать новые шаги в развитии, – поделилась участница образовательного семинара, педагог-логопед ГНПЦ Алена Коралева.
– В работе с детьми я использую различные технологии и постоянно обогащаю свой профессиональный опыт. Планирую включить элементы системы «Партаж» в работу с детьми с тяжелыми формами множественной инвалидности, в том числе с синдромом Дауна. Родителям важно самим быть мотивированными. Только совместные усилия могут привести к положительному результату. Данная методика направлена на успех как ребенка, так и учителя. И это ощущение успеха будет мотивировать на дальнейшую работу, – сказала Надежда Марко, участница семинара, преподаватель-психолог Государственного технического университета Украины.
Специалисты отмечают, чем раньше начнется работа с ребенком, тем интенсивнее будет его развитие. Педагоги, которые используют метод «Партаж» уже несколько лет, охотно рассказывают истории успеха своих учеников.
– У нас родился мальчик Ваня, он начал заниматься в 2 года. Его мать была очень заинтересована в результате. Самый большой прорыв Вани произошел в социализации и общении. В результате занятий он научился взаимодействовать с людьми. И самое главное, что его поняли. Ваня смог ходить в детский сад в группу кратковременного пребывания, общался с детьми и педагогами, стал активным ребенком, готовым познавать окружающий мир, — вспоминает Наталья Мохава.
Акцент на успехе – еще одна особенность этой технологии. Он отмечается после каждого самого маленького достижения в области развития. Сначала команда специалистов оценивает возможности ребенка и уже сформированные навыки, затем составляет траекторию развития, ставит долгосрочные и краткосрочные цели. Разбивайте каждую цель на еще более мелкие, давая ребенку возможность продвигаться вперед шаг за шагом.
– У нас есть традиция отмечать успехи. Каждый маленький шаг, сделанный ребенком в своем развитии, достоин празднования успеха, – считает председатель ассоциации «Партаж» Мария Машкова.
После февральских семинаров еще больше сотрудников ГППК изучили новую технологию и начали внедрять ее в свою повседневную работу с особенными детьми. Филиалы центра расположены в разных административных округах Москвы. Каждая семья, нуждающаяся в психолого-педагогической помощи, может выбрать наиболее удобный адрес.
Ольга ЕГУПОВА, заместитель директора Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы
Равные возможности