Новая выставка «Главные хулиганы Москвы» расскажет, как имажинист Есенин расписывал стены монастыря и что он об этом думал |

перейти в источник ↗️


Объявляя себя имажинистами после революции – дескать, мы создаем образы – они, по заказу, вовсе не поэтический образ жизни: иногда улицы переименовываются в честь их фамилий, иногда на них вешается табличка “Я с имажинистами”. памятник Пушкину, иногда по всей Москве расклеиваются листовки «Всеобщая мобилизация» с призывами идти в Большой театр на демонстрацию против активного искусства. А потому, что нет ничего святого – однажды собрали толпу поклонников и влюбленных, и пошли расписывать колокольню Сретненского монастыря веселыми призывами, самым безобидным из которых было: “Граждане, переоденьтесь!”. А одно из самых непристойных четверостиший оставил Есенин на стене усыпальницы. Стихи начинались так: “Вот толстые ляжки этой неприличной стены…“. И все последующее не может быть напечатано и сегодня.

И что стало с имажинистом после этого «действия»? Ничего. Только в газетах они это чувствовали, но именно на это и напирала шайка поэтов, а потом устроили над собой публичный «суд», подражая прессе. Смеялся вопреки времени.

Все об имажинистах можно узнать на выставке «Главные хулиганы Москвы: книги и судьбы поэтов-имажинистов», открывшейся в культурном центре «Елоховская галерея». Куратор Людмила Ларионова, влюбленная в ту эпоху и в героев проекта, дала редкий сегодня пример объективности – таланты не всегда прячутся за святыми. К тому же кого сегодня удивишь выставкой книг, хоть самых редких, хоть с автографами того же Есенина – придут гуманитарии, отпразднуют в соцсетях и забудут. Но то, что сделала Ларионова, теперь будет обсуждаться не меньше, чем картина Сретненского монастыря сто с лишним лет назад.

В помощь куратору галерейного пространства — кирпичных сводов, арок, сквозных помещений — оставалось только наполнить их смыслами. Тут и макет колокольни монастыря, и бедный Пушкин, молча согласившийся быть с имажинистами, и поэтическое кафе «Стойло Пегаса», где наливают шампанское и подают кроличью икру, и часты книжные лавки. рукописные книги. Их моментально раскупили. Они часто жили и играли на этом.

Фото: Максим Васюнов

Названия слащавые — «Золотой котел», «Вдохновенные дебоши Мариенгофа», «Хулиганские признания» — зато автографы милые и скромные. Вот знаменитая книга Шаршаневича “Конь как конь”, во многом программная для имажинистов, подпись на титульном листе: “Дорогая Марина Цветаева из Вад. Шер”. Цветаева, кстати, скептически относилась к имажинистам, а Вад. Шеру, по воспоминаниям дочери Ариадны, называли «поэтом».

Одна из книг была показана публике впервые и до сих пор считалась затерянной во всех энциклопедиях и каталогах. Тот случай, когда куратору Людмиле Ларионовой повезло – во время подготовки выставки она случайно нашла его в одной из частных коллекций. Это очерк Сергея Есенина “Ключи Марии”. О тайне стихотворения и сущности творчества, как его понимал поэт. На свободном листе собственноручная надпись: “Екатерина Эйгес/ за наши/ приятные встречи/ с любовью/ С. Ясенин/ 1921”. Поэт Эйгес, кстати, не оценил очерк об искусстве, назвав его «не совсем понятным». Но чем она дорожила, так это рукописями Сергея Александровича, оставшимися у нее. А еще помощь от него — он даже делился продуктами с одной из своих муз.

Имажинисты умели дружить, пожалуй, в этом их главный урок для нашего времени. Они не изменили друг другу, и даже когда двое из них уехали за границу – Есенин в длительную “командировку” и Кусиков навсегда (он доживет до 1977 года и умрет в Париже) – все равно остались “связаны одной цепью”. вспомнили друг друга, поддержали, соскучились. «В Москве печаль. Все одни. У нас не банда, а бунт», — писал Мариенгоф Кусиковой в марте 1922 года. С этого момента, по большому счету, и начался закат имажинизма. И потому, что денег было меньше, и потому, что хулиганов власть все-таки взяла, и потому, что, как говорит Людмила Ларионова, это движение не могло не вырождаться, из-за своей скандальности, оно изначально рассматривалось как временное явление.

Но все же, в итоге, они все-таки умудрились скандалить. В ларьке «Пегас» имажинисты вместе с философом Алексеем Топарковым устроили вечер памяти Александра Блока. Не было прощальных речей, не было поэтических посвящений, а было только глумление над усопшим – “бордельная мистика” и прочая “правда”. И это через две недели после отъезда поэта. Имажинисты согласились не упоминать о своем «переполнении». И слово было сдержано. И мемуары так или иначе успели оставить – только Есенин умер молодым из той хулиганской четвёрки.

Кстати

Кураторские экскурсии по выставке позволят узнать о судьбах поэтов, их влиянии на литературу и Москве имажинистов — подробная карта их кабаков, квартир и магазинов — один из экспонатов проекта. Будут лекции. Одна из них «Музы-имажинистки: секс большого города в женских поэтических сборниках» запланирована на 17 марта.

Перейти в источник rg.ru

Leave your vote

395 Points
Upvote Downvote

Log In

Forgot password?

Don't have an account? Register

Forgot password?

Enter your account data and we will send you a link to reset your password.

Your password reset link appears to be invalid or expired.

Log in

Privacy Policy

Add to Collection

No Collections

Here you'll find all collections you've created before.