Произведения Петрова-Водкина и Ламакина представили на выставку 28 музеев, в том числе Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Псковский музей-заповедник, Дом-музей Максимилиана Волошина, Севастопольский художественный музей им. Музей искусства. В выставке также участвуют музеи Астрахани, Белгорода, Вологды, Вятки, Кирова, Москвы, Перми, Санкт-Петербурга, Саратова, Тулы, Ханты-Мансийского автономного округа и частные галереи.
«Галерея «Русское искусство», здание которой сейчас строится в Севастополе по проекту Wolf Prix, каждый год представляет в Москве большой межмузейный проект в рамках традиционных дней Крымской весны», — рассказал Виталий Зотов. , директор Музейно-выставочного центра Российской Картинной Галереи: «В прошлом году мы подготовили выставку к 150-летию со дня рождения Константина Багаевского в Государственном Историческом музее и, можно сказать, фактически вернули публике имя незаслуженно забытого живописца. Продолжая эту традицию, в этом году галерея решила представить работы Кузьмы Петрова-Водкина и одной из самых талантливых его учениц, уроженки Крыма, Марии Ламакиной».
Посетители смогут сравнить и сопоставить свои взгляды на исторические события, природу и жизнь в Крыму.
Встреча Петрова-Водкина и Ламакина произошла ровно сто лет назад в 1923 году в Петрограде. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был одним из ключевых педагогов советского художественного образования. После революции, в годы, он участвовал в реорганизации Высшего художественного училища при Академии художеств, разработал новую программу обучения живописи, читал лекции, руководил своей мастерской.
Мария Ломакина многому научилась у своего учителя, но знакомство с ее творчеством для специалистов и публики началось относительно недавно, в 1990-е годы, когда искусствоведы стали изучать различные живописные школы 1920-1930-х годов. Благодаря дочери художника, Марине Алексеевне, до нас дошли ее графические и живописные работы – она передала работы матери в Третьяковскую галерею, Русский музей, Музей Востока.
Экспозиция выставки «#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крыма» разделена на две части. В первой будут представлены портреты, пейзажи, зарисовки художников разных лет. Так, зрители увидят произведения Марии Ламакиной, которые она создала в Богородском, где преподавала математику, русский язык и рисование, и в Загорске (ныне — Сергиев Пасад), куда она переехала в 1930-е годы вместе с мужем. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, виды Москвы, Ленинграда – показаны все этапы развития Ламакиной как художника.
Во второй части выставки собраны крымские работы Петрова-Водкина и Ламакина. Зрители смогут увидеть и сравнить два похожих, но разных взгляда на жизнь и природу полуострова: мужской и женский, виды севера и юга.
Прямая речь
Татьяна Нячаева, куратор выставки:
– В 1920-е и 1930-е годы школа Кузьмы Петрова-Водкина была одной из самых многочисленных. Сам мастер отличался не только своим художественным видением, но и подходом к обучению. Он никогда не давил на своих учеников, в отличие от Малевича или Филонова, которые требовали непоколебимой приверженности своему стилю. У Кузьмы Сергеевича все получали одинаковое обучение – выполняли цветовую растяжку, рисовали натюрморты на наклонных плоскостях, но при этом каждый выбрал свой путь: кто-то занимался книжной графикой, кто-то стал театральным художником.
Кстати
На выставку из Русского музея поступит картина Петрова-Водкина «Землетрясение в Крыму» 1927 года. Художник, который в это время гостил у Максимилиана Волошина, был свидетелем этого события, но решил не эвакуироваться, а начал работать над полотном. А Вятский художественный музей отправит на выставку «Портрет Ариадны Холопавой» 1915 года. Долгое время эта картина оставалась просто «портретом девушки», пока в 1966 году на выставке в Русском музее ее не увидела модель в возрасте. Выяснилось, что родители Рии Холопавы дружили с Петровым-Водкиным. Когда ей было десять лет, художник написал ее портрет: во время работы, чтобы девочка не скучала, он рассказывал ей волшебные истории.